Ланкина Маргарита Павловна

  

Ланкина Маргарита Павловна, профессор и зав. кафедрой общей физики, зав. лабораторией методики преподавания физики, доктор педагогических наук, доцент.

Места учебы: Омский государственный университет, физический факультет (1978 – 1983 гг.); аспирантура Томского государственного университета (1984 – 1987 гг.).

Кандидат физико-математических наук по специальности 01.04.02 – теоретическая физика. 1989 г., место защиты – Томский государственный университет, тема диссертации «Исследование процессов ионизации и образования отрицательных ионов в неидеальном газе».

Доктор педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика, высшее профессиональное образование). 2006 г., место защиты – Челябинский государственный педагогический университет, научный консультант – д.п.н. профессор ЧГПУ Н.Н. Тулькибаева, тема диссертации «Системно-деятельностная метамодель обучения студентов физического факультета в классическом университете».

На кафедре общей физики работает с 1987 г., с 2015 г. – зав. кафедрой. С 1994 г. по настоящее время – зав. лабораторией методики преподавания физики. Почетный работник высшего профессионального образования (2007 г.). Член Координационного совета по физическому образованию Сибирского региона (с 2006 г.). Член Зонального совета преподавателей физики и общетехнических дисциплин педвузов Урала и Сибири (с 2012 г.)

Область научных интересов: теория и методика обучения физике на различных ступенях образования, теория и методика профессионального образования. Установлены научные связи с педагогическими и профессионально-педагогическими университетами гг. Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Перми, Магнитогорска, Уфы, Красноярска, Иркутска, Бийска, Волгограда и других городов России.

Проводимые учебные дисциплины: «Молекулярная физика» для ФФ, «Физика. Часть 1» для ХФ, «Логика», «Методика преподавания физики», «Нестандартные задачи школьной физики», «Практикум по решению физических задач», «Творчество и решение изобретательских задач», «Методология и методы научного исследования», «Современные методики и технологии организации образовательного процесса (физика)», «Лекторское мастерство», «Методы педагогического исследования», «Математические методы в педагогических исследованиях» и другие. 

Под руководством Ланкиной М.П. подготовлены и защищены 3 кандидатские диссертации:
1. Сазанова (Эйсмонт) Н.Г. «Формирование логических приемов мышления при обучении решению физических задач студентов технического вуза», 2008 г., ЧГПУ, специальность 13.00.02, утверждена ВАК в 2008 г.
2. Полонянкин Д.А. «Методика формирования мотивации учебной деятельности при обучении физике студентов младших курсов», 2011 г., ЧГПУ, специальность 13.00.02, утверждена ВАК в 2011 г.
3. Левенко О.Е. «Формирование у школьников умения понимать условия физических задач в процессе их решения», 2015 г., УрГПУ, специальность 13.00.02, утверждена ВАК в 2015 г. 

Всего научных и методических публикаций – более 150, важнейшие из них:

Монографии:
1. Формирование основных логических приемов у учащихся физико-математических школ (результаты экспериментальной работы): Монография /Под общей редакцией М.П. Ланкиной. – Омск: Наследие. Диалог – Сибирь, 2003. – 148 с. 
2. Ланкина М.П. Методологические основы подготовки специалистов на физическом факультете классического университета: Монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 356 с.
3. Ланкина М.П. Теория и практика подготовки преподавателей физики в классическом университете: Монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 160 с.
4. Ланкина М.П., Эйсмонт Н.Г., Дубенский Ю.П. Активизация умственной деятельности учащихся: моделирование обучения физике: Монография. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – 148 с. 
5. Ланкина М.П., Эйсмонт Н.Г. Компетентностный подход: особенности реализации в физическом и техническом образовании: монография. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. -148 с. 

Учебно-методические пособия:
1. Ланкина М.П. Практический курс логики: Учебно-методическое пособие для студентов физического факультета. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. – 176 с.
2. Ланкина М.П. Нестандартные задачи школьной физики: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2007. – 116 с. Гриф УМО по классическому университетскому образованию (Учебно-Методический Совет по университетскому педагогическому образованию).
3. Теория и методика обучения физике: учебное пособие / Н.Б. Гребенникова, М.П. Ланкина, О.Е. Левенко, Н.Г. Эйсмонт; под общ. ред. М.П. Ланкиной. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. – 160 с.

Статьи:
1. Ланкина М.П. Системно-деятельностная метамодель подготовки специалистов в классическом университете (на примере физического факультета) //Alma mater. – 2004. – № 9. – С. 60 – 63.
2. Ланкина М.П. Концептуальные основы моделирования подготовки специалистов в классическом университете //Вестник ЧГПУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. – 2005. – № 10. – С. 83 – 89.
3. Ланкина М.П. Метамодель подготовки физиков и преподавателей физики в классическом университете //Вестник Оренбургского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2005. – № 2(40). – С. 133 – 137.
4. Ланкина М.П., Потуданская М.Г., Писарев М.И. Модель деятельности физика с точки зрения выпускника университета и его научного руководителя //Известия Томского политехнического университета. – 2005. – Т. 308. № 3. – С. 230 – 234.
5. Ланкина М.П. Модель формирования логических приемов у будущих физиков в классическом университете //Вестник ЧГПУ. Серия 3. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. – 2005. – № 27. – С. 173 – 176.
6. Ланкина М.П. Принципы разработки средств диагностики логического мышления учащихся в учебном процессе //Наука и школа. – 2005. – № 4. – С. 14 – 17.
7. Сазанова Н.Г., Ланкина М.П. Модель процесса формирования логических приемов мышления у студентов технических специальностей на материале общего курса физики // Омский научный вестник. – 2007. - № 2 (56). – С. 162 - 166.
8. Сазанова Н.Г., Ланкина М.П. Формирование логических приемов мышления у учащихся физико-математических школ и студентов вузов на материале курса физики // Педагогический журнал Башкортостана. – 2008. - № 5 (18). – С.56-75.
9. Ланкина М.П., Сазанова Н.Г. Конструирование функционально валидных средств обучения физике: структура компетенции // Вестник Омского университета. – 2011. - № 4 (62). – С. 299-304.
10. Ланкина М.П., Эйсмонт Н.Г. Модель формирования логических приемов мышления у обучающихся на материале естественнонаучных дисциплин // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 2012. - № 4 (51). – С.41-44.
11. Гребенникова Н.Б., Ланкина М.П. Опыт реализации образовательных программ подготовки преподавателей высшей школы в рамках компетентностного подхода // Вестник Омского университета. – 2014. - № 2(72). – с. 178-181. 
12. Ланкина М.П., Эйсмонт Н.Г. Проблемы внедрения компетентностного подхода в обучение физике студентов вузов // Вестник Омского университета. – 2015. - № 1(75). – с. 37-40.
13. Гребенникова Н.Б., Ланкина М.П. Опыт применения рефлексивных технологий при реализации программ повышения квалификации преподавателей высшей школы // Образовательные технологии. - № 1. – 2016. – С. 70-79.